Михаил Сагитори


Заметки об избранных песнях Оксо

по мотивам «Алых парусов» Грина


Во всех ключевых песнях этого цикла есть что-то общее. Наверное, можно сказать, что в каждой из них (за исключением песни «Соседи») отражается вся история Ассоль как в капельке воды, вот только капелька от песни к песне поворачивается разными сторонами. Везде немного (или много) присутсвует ожидание сомнения, апология веры («вопреки всему») и финальное чудо. И если в центральной песне «Алые Паруса» это Чудо освещено всеми прожекторами и звучит как крещендо, то в «Прологе» оно появляется в самом конце и машет рукой как бы издалека, но тем самым все же замыкает историю одной пронзительной нотой:


Там все случилось, и получилось

Не так, как повсюду

А значит, все же случилось чудо...

А вот в песне «Эгль» на возможность чуда дается лишь намек, хотя – «имеющий уши да слышит...». Почти до самого конца песни в обшем непонятно, верит ли сам Эгль в сказку, которую только что сочинил. В начале песни Эгль выглядит почти как какой-то безответсвенный выдумщик:


А мне

Придумать бы историю – и всё ....


И потом снова:


Её увидел и придумал тут же сказку ей

О чуде,

Что когда-нибудь придёт сюда за ней.


И в этом месте только мажорная, летящая вверх мелодия вдруг изменяет смысл этих слов и переводит историю в другую плоскость, в которой уже сам Эгль перестает быть единственных творцом происходящего...


Повеяло историей моей,


И мы вдруг вспоминаем, что и раньше он ощушал какую-то «предопределенность», частью которой он сам является вместе со своими «фантазиями»:


Не зря же завела сюда тропинка

....

И что здесь всё-таки должно произойти?


Он еще не вполне уверен, он колеблется и пытается скрыть собственную неуверенность (которая уже начинает его смущать) за ироническими, грубоватыми и нарочито снижающими словами:


Ну что,

Закинул удочку, а там посмотрим,

Как пойдёт!


Но ничего уже не поделаешь:


Она поверила, поверила,

И в этом соль...


потому что этим актом веры девочка неожиданно переносит Эгля в «придуманную» им сказку, которая становится реальностью и начинает неумолимо разворачиваться:


Открыла в сказку двери мне ты, девочка Ассоль...


В песне «Ассоль» чудо является «потенциальным», там нет прямого указания на то, что оно обязательно должно произойти. Но в конце Ассоль делает выбор – верить! - и тем самым дает и нам возможность последовать за ней (как перед этим Эглю) и поверить в потенциальную реальность Чуда:


Но, кажется, я знаю, что я выберу

Судьба сказала мне: будь смелой и поверь

Хоть против правил всех и вопреки всему


Интересно, что здесь тоже на выбор Ассоль влияет «судьба», но не предопределяет его.

Вообще, судьба и предопределенность в песнях Оксо вмешиваются в события не так прямолинейно как в самой книге Грина. В книге «Алые Паруса» юный Грей появляется буквально сразу после встречи Ассоль и Эгля у ручья, и читателю моментально становится ясно из описания детства и юности Грея, к чему его готовит судьба. А перед самой развязкой он уже сознательно проводит волю судьбы в жизнь, говоря кому-то на корабле после покупки алых парусов, что эта девушка «может и должна выйти замуж только таким способом».

И сама Ассоль из книги скорее воприняла обещание Эгля как раскрытие ее собственной судьбы, осуществления которой надо просто ждать, а не как теургическое раскрытие «окна возможностей», через которое ей, бедной девочке, надо суметь пролезть при условии, что ее вера в такую возможность будет достаточно крепка.


Мне кажется, что в песнях Оксо будущее Ассоль и возможность осуществления чуда зависит не только от судьбы как таковой, но и от ее личной веры в это чудо. Т. е. она в принципе может пойти по другому жизненному пути, поверить «не тем» и тогда чудо не произойдет:


А ты,

Кому отдашь ты сердце в этом городке?

К кому примкнёшь, когда окажешься в толпе

Героев, странников, дельцов и моряков?


Поверишь тем,

А может, тем?

Рассудку трезвому, несбыточной мечте?...


Из этих слов прямо вытекает, что Ассоль может встать на сторону трезвого рассудка и отдать сердце не тому. И такой магический акт (а также и житейский) изменит курс корабля или даже может разбить его о скалы.

Получается, что в мире этих песен главный волшебник (а точнее Маг по рождению) – это сама Ассоль, а вовсе не Эгль. Хотя... у каждого настоящего мага должен быть учитель - даже если его не увидишь простым глазом. Посмотрим еще раз на последние строчки песни «Эгль»:


Поверишь тем,

А может, тем?

Рассудку трезвому, несбыточной мечте?

Идти со мною ты за сказкой в путь готов

Или воскликнешь: «Нет, ищите дураков!»?


Как-то «Идти со мною ты за сказкой в путь готов» звучит слишком уверенно для Эгля, который только что почти сожалел, что все это придумал – а путь в сказку ему перед этим открыла сама девочка Ассоль.

Чей же это тогда голос?!..


Этот тот самый голос, который мы еще услышим. И это не голос Эгля, а сам автор. Или, если не обращаться к автору, это та скрытая фигура, которая, в отличие от Эгля, и является реальным творцом происходящего. И обращается она напрямую к слушателю с «вызовом», предлагая слушателю теперь уже самому выбирать медлу сказкой и трезвым рассудком и решить для себя, готов ли он «идти со мною» за сказкой в своей собственной жизни или просто сидеть и иронически наблюдать со стороны.

Этот таинственный голос яснее всего слышен в «Прологе». Он появляется с самого начала:


Чего ты хочешь, чего ты хочешь

Кого ожидаешь?...


Такой вопрос не может задать ни одно из действующих лиц. Только автор, который еще ничего не сочинил. Но вопрос этот, скореее всего, риторический и его мог бы задать «ведущий», а точне высшее Я девочки Ассоль, ее Alter Ego. Роль которого берет на себя автор.

Или вот еще:


Говори со мной, пока

Нет вестей с материка...


Ни волны, ни ветерка

Никого под боком...


Чтоб превращались

Скорее в шрамы

Открытые раны

В краю волшебном и одиноком...


Кто это предлагает Ассоль говорить с ней пока нет никаких вестей и она находится в одиночестве в состоянии мучительного ожидания?

Эгль давно исчез, и это явно не отец.


И кто, как не ведущий (ведущая) может помочь превратить открытые раны в шрамы?!

Вся песня предсталяет собой повествование, прерываемое этим не по-житейски мудрым голосом, который иногда решительно призывает Ассоль и предостеренает от ошибок:


На привозе, на причале

Не вступай в торговлю ни за что

Сойди с ума

И жди корабля своего

Скорей туда

И, может, дождешься его


И откуда вообще у Ассоль эти открытые раны? В книге Ассоль, конечно, волнуется, часто ходит нв берег высматривать корабль и выслушивает насмешки соседей, но там нигде не описаны внутренние страдания и мучительные сомнения достаточно сильные, чтобы привести к появлению открытых душевных ран. До этого просто не дошло, потому что корабль прибыл вовремя - едва только Ассоль успела вырасти.

А вот в песнях Оксо все немного по-другому. Причем мы основываемся на догадках, потому что в текстах указаний почти нет. Но в таких песнях слова неотделимы от музыки и часто мелодия говорит больше , чем слова. И я чувствую в пронзительном и местами драматическом музыкальном строе, что Ассоль, наверное, ждет своего корабля далеко не первый год и в ее душе постепенно усидивается напряжение, переходящее в боль, а в сердце начинают проникать сомнения... Отсюда и:


Две половинки в сердце у меня теперь...

Одна мне шепчет: «Верь», другая: «Нет, не верь»...


И возрастает давление окружающего мира с его «трезвым рассудком»:


Со всех сторон твердят, что чуду не бывать:

Он просто посмеялся над тобой

А ты ему поверила

Теперь вот так посмешищем и стой,

Авось увидят с берега!”


Зачатки всего этого уже есть у Грина, но в песнях мотивы сомнения и раздвоенности чрезвычайно усилены.

При этом на первый план выходит вера, которая буквально метафизически побеждает все сомнения, а также посрамляет бескрылый и глумливый рассудок – «князя мира сего».

Апофеозом этой победы чуда, твердости духа и сказки является центральная песня «Алые Паруса». В этой песне снова представлена в миниатюре вся история, но самое главное здесь – это «корабль приближается к берегу», причем корабль Грея превращается в универсальный символ торжества несбыточного, а заключительная часть песни становится гимном преображения действительности:


И выбегают навстречу одни любопытные,

И звуки скрипки несутся с кормы…

Брось взгляд случайный в окно приоткрытое…

Вот и сбылись твои мечты…

Что ты ждешь?

Это корабль твоей мечты –

Он пришел!

Он приближается к берегу!


Текст этой песни великолепен. В нем нет ни одного случайного или неточного слова. Но анализировать его смысл – это все равно, что препарировать цветок, потому что песня доносит не смысл, а образы, влекомые музыкой (или наоборот). И образы эти хорошо выражены словом и оживлены мелодией.


С первых строчек появляется мощный, уносящий нас ритм:


Там ...пересекают они горизонт –

Крылья морей, ветром наполнены...


Это ведь о парусах, но как небанально сказано!

И потом снова:


Там, ...на этих светлых полосках воды

Алый рассвет вспыхнет уверенно...


Здесь ведь не просто алые паруса, которые вообще-то могут выглядеть слишком прянично, если совать их прямо в нос, как яркие картинки в букваре. Здесь эти паруса превращаются в «алый рассвет», а такой образ принимает в себя уже гораздо больше символизма и ассоциаций.

И еще, в нескольких песнях есть образ ветра, связанного как с парусами, так и с надеждой и переменами («ветер перемен»). Вся история в «Прологе» начинается с посыльного – ветра:


Посыльный – ветер, он все теряет

А ты подбираешь...


И в конце этой песни уже завораживающе звучат, повторяясь, слова:


Теперь, теперь

Летит этот ветер к тебе

К тебе, к тебе...


И все это существует в песне вместе с ритмом набегающей волны и легкой морской качки. Песня «Пролог» - наиболее «магическая» в этом цикле.


Я почти ничего не написал об удивительной и богатой музыке этих песен и о неотделимости слова от переплетающихся мелодий и ритмов. Но у меня для этого не хватает слов и нет соответсвующего опыта. Музыка здесь не только создает определенное настроение, но и продолжает и развивает смысл в его внесловесной форме, как это происходит, например, в инструментальном «проигрыше» в конце песни «Алые Паруса». И не следует забывать, что к этому же (не имеющему определенных границ) циклу относится и несколько редко исполняемых инструментальных композиций, одна из которых (единственная,с которой я знаком) тесно связана с «Прологом» и предваряет его. Там совсем нет слов, но есть голос. И достаточно просто знать, на какую тему написан этот «инструментал», чтобы все стало «понятно» и так, без всяких слов. И вспоминаются слова из песни «Полетели»:


Меж собою говорим

Музыкой, музыкой...


Известно, что М. Горький любил читать друзьям сцену из «Алых Парусов», в которой Ассоль замечает корабль и встречается с Греем – читать для поднятия духа в трудные времена. Мне кажется, что в нынешние времена для этого могла бы подойти, например, песня «Алые Паруса» Оксо. Я верю, что эта песня, вместе с несколькими связанными с ней ключевыми песнями цикла, станет частью нашей культуры и останется в ней надолго.


16-28.03.2015