Ирина Федотова


Взгляд в профиль


Я тоже – совсем не «музыкальный критик». И, вот, нисколечко – не «искусствовед»! «Критик» – это звучит если не гордо, то весьма основательно. Он изучает, систематизирует, классифицирует и присваивает новые названия. Изучает и излучает эрудицию, светится самодовольством. И кому еще, кроме него, можно доверить «разбор творчества» и т. д.? А, вот – некому...


Но есть и еще один «взгляд в профиль». Можно посмотреть на творчество Оксо глазами художника.


Я думаю, что любое Творчество — это «портрет» Личности. Это – образ личности. Не «копия» и не «фотография» – нет, именно портрет. Не случайно Лев Толстой обронил когда-то – «Наташа Ростова — это я», и это не было шуткой.


Личность, по определению, уникальна. Творческая личность уникальна вдвойне. И когда ей удаётся, с достаточной полнотой, выразить себя в своём творчестве, в искусстве, музыке или литературе может возникнуть новое направление. И часто – возникает. Художник, «стоя на плечах гигантов», совершает своё, маленькое или большое, открытие. Иногда это получается вопреки его первоначальным планам чему-то «просоответствовать»...


В песне автор-художник выражает себя наиболее непосредственно – в сравнении с романом, симфонией или картиной. Вот он – весь на ладони. Но весь ли? Или это нам только кажется? Лирического героя или героиню песни так легко перепутать с самим автором! А искусство – это, всё же, создание «образа». Именно с ним резонирует зритель и слушатель. И именно он нас так притягивает, трогает, задевает... Так, автор лишь «отражается» в своих многочисленных песнях, и мы ловим это отражение, не ведая о том, что происходит в его творческом «зазеркалье». И вход туда закрыт – для непосвященных.


Песни Оксо на ее собственные стихи – это подробная биография её лирической героини. Дневник, в который время от времени записывается самое важное, самое сокровенное... Слова приходят вместе с музыкой, сплетаясь в набросках, наметках, в нащупывании то самой единственной интонации... Да, есть у Оксо песни на слова величайших поэтов, но ведь и поэты, выбираются не случайно, а только если сама собой начала складываться (или уже сложилась) музыка, достойная их поэзии.


Песенный цикл на стихи Федерико Гарсиа Лорки — ярчайший пример подобного сплава выдающейся поэзии и очень талантливой музыки.

Оксо действительно – замечательный мелодист, что не так уж часто встречается у сочинителей песен. А ведь песня – это мелодия, и, прежде всего – мелодия! Я вовсе не умаляю значения слов. Но все же слова – это стихи. Часто – прекрасные стихи. А песня – синтез поэзии и музыки, их единство.


Но намного чаще лирической героине Оксо «хочется» самой, своими словами, проговорить, заговорить, прошептать – то, что скопилось в душе и требует выхода, воплощения в песне... Особенно это проявляется в раннем творчестве. Думаю, что Оксо в юности считала себя «рок-певицей» именно из-за таких, пронзительно-исповедальных, песен, где не так важна мелодия, и где вполне ожидаема и допустима эмоциональная речитативность под незамысловатый гитарный аккомпанимент. К «авторской песне», для которой «излишняя» эмоциональная открытость традиционно не характерна, она себя упорно не относила.

«Романтическая» рок-певица... Чем не идеал?


Впрочем, не так важно, как называть... Романтическая героиня Оксо существует, меняясь вместе с ней и захватывая аудиторию своей искренностью и порывом... Это, конечно же, не «точный слепок» самой Оксо, но – уникальный образ, её музыкально-поэтическое воплощение. Можем ли мы в этом случае говорить о формировании особого направления песенного искусства? Которое никак не вписывается в «холодный плоский мир «постмодернистского» бесплодия» (П. Рябов)? Да, безусловно – да. Оно дает надежду и выводит нас из этого мира – настоящее, искренее, яркое творчество. Очень личностно окрашенное, и именно поэтому столь притягательное.


Да, у Оксо это и не «бард» и не «рок», и, упаси Боже, совсем не «бард-рок». А надо ли «втискивать» настоящего художника в заведомо узкие для него жанровые рамки? Критики – отдыхают. Завсегдатаи оксиных концертов и квартирников, затаив дыхание, ждут рождения чуда...